
Члены Экспертного совета по заповедному делу указали на то, что вариант строительства автомобильной дороги через национальный парк «Лосиный остров» не проходил научную экспертизу. Директор Института географии РАН, член-корреспондент Ольга Соломина и директор Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, член корреспондент Сергей Найденко предложили официально обратиться в РАН для оценки вариантов решения транспортной проблемы, предлагаемых администрацией Королёва, и подготовки соответствующего заключения, а также для выработки научно обоснованных вариантов выполнения поручения Президента. Обсуждение прошло в Общественной палате РФ.
В Общественной палате РФ состоялось заседание на тему «Как решить транспортные проблемы подмосковного Королёва без ущерба национальному парку «Лосиный остров». Встреча прошла в рамках исполнения поручения Президента России (Пр-292, п.1 г) рассмотреть при участии Правительства Московской области и Общественной палаты РФ варианты решения транспортных проблем городского округа Королёв Московской области и представить предложения с учетом мнения его жителей.
В заседании приняли участие известные ученые, специалисты-экологи, представители администрации Московской области и г. Королёва, работники Минприроды России, активисты инициативных групп жителей городов Королёва и Мытищ и общественных природоохранных организаций. Среди спикеров заседания выступил целый ряд членов Экспертного совета по заповедному делу.
В начале заседания глава городского округа Королёв Игорь Трифонов представил варианты решения проблемы пробок в Королёве, в качестве основного был озвучен вариант прокладки трассы через национальный парк «Лосиный остров».
Члены Экспертного совета по заповедному делу, директор Института географии РАН, член-корреспондент Ольга Соломина и директор Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, член корреспондент Сергей Найденко указали на то, что вариант транспортного строительства через национальный парк «Лосиный остров» не проходил научную экспертизу. Они предложили официально обратиться в РАН для оценки вариантов решения транспортной проблемы, предлагаемых администрацией Королёва, и подготовки соответствующего заключения, а также для выработки научно обоснованных вариантов выполнения поручения Президента.
Кирилл Янков, заведующий лабораторией прогнозирования региональной экономики Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Экспертного совета по заповедному делу, предложил альтернативные варианты решения транспортной проблемы в Королёве – в частности, ряд быстрореализуемых мер по повышению пропускной способности Пионерской улицы, где возникают основные пробки. Для значительного повышения пропускной способности Янков рекомендовал вариант трассировки дороги вдоль Болшевской линии железной дороги, в полосе отвода, со строительством путепровода в районе станции Подлипки-Дачные. Строительство аналога подобного путепровода через железную дорогу сейчас завершается в районе платформ Быково и Удельная. Янков также указал на ряд существенных недостатков варианта дороги через нацпарк «Лосиный остров», в т.ч. с точки зрения пропускной способности.
Сопредседатели Экспертного совета по заповедному делу член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян, заслуженный эколог РФ Всеволод Степаницкий и член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ Аркадий Тишков в своих выступлениях подчеркнули, что строительство дороги через нацпарк «Лосиный остров» противоречит федеральным законам «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды», «О животном мире», Земельному и Градостроительному кодексу РФА также стратегическим документам РФ, направленным на обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности. Они также указали на то, что строительство дороги через нацпарк причинит существенный вред природным экосистемам и их компонентам, приведет к фрагментации и последующей деградации охраняемых природных комплексов.
Всеволод Степаницкий также напомнил, что экспертное природоохранное сообщество трижды готовило заключения и излагало свою позицию о неприемлемости варианта строительства дороги через нацпарк «Лосиный остров». Все эти документы публичны и находятся в открытом доступе. Последний раз – в январе этого года, когда 40 видных деятелей науки и охраны природы, включая 15 академиков и членов-корреспондентов РАН, направили соответствующее обращение в адрес Заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина.
Георгий Каваносян, эколог и блогер, член Экспертного совета по заповедному делу, отметил, что строительство дороги через парк «Лосиный остров», помимо нарушения законодательства и сигнала другим регионам о возможности застройки территорий нацпарков, только усилит «челночную» миграцию и усугубит проблему пробок. Среди озвученных им предложений – мораторий на застройку и строительство офисных центров вместо «человейников» для создания рабочих мест в черте города.
Жители Королёва и Мытищ в своих выступлениях подчеркивали важность сохранения национального парка как национального достояния и ценнейшей рекреационной территории, а также необходимость комплексного подхода для решения транспортной проблемы Королёва, в т.ч. изменения градостроительной политики (включая мораторий на застройку) и приоритетное развитие общественного транспорта.
Елена Шаройкина, председатель Комиссии по экологии и устойчивому развитию Общественной палаты РФ в заключительном слове предложила не превращать наукоград в спальный район, привлечь ведущих экспертов к разработке вариантов решения проблемы пробок и выполнения поручения Президента РФ без нарушения федерального законодательства. Она также поддержала необходимость комплексного подхода к развитию Королева как наукограда, включая изменения градостроительной и транспортной политики.