В Госдуме обсуждают новую версию законопроекта о защите озера Байкал. В отличие от предложений разрешить в особых случаях «сплошные рубки лесных насаждений», принятых в первом чтении документа, на этот раз авторы предлагают переводить земли лесного фонда в иные категории, что подразумевает, в частности, возможность строительства и капитального ремонта. Поправки к закону о защите Байкала авторы мотивируют заботой о живущих на его берегах людях. Однако представители научного сообщества уверены, что в новой версии законопроект «стал еще более антиэкологичным и ухудшающим правоприменение в сфере охраны озера Байкал».
На прошлой неделе темой заседания Экспертного совета экологического комитета Госдумы стали поправки к закону «Об охране озера Байкал», готовящиеся ко второму чтению. В июле 2023 г. Госдума приняла в первом чтении поправки к законам «Об охране озера Байкал» и «Об экологической экспертизе», разрешающие сплошные рубки в центральной экономической зоне Байкальской природной территории. Авторы документа из нижней палаты и Совфеда предложили разрешить возводить там дороги, очистные сооружения, коммунальные объекты, кафе, рестораны и туалеты, мотивируя перемены заботой о местных жителях и тем, что «жизнь не стоит на месте». Проведение рубок предложено разрешить до конца 2030 г. Кроме того, до 2025 г. проект разрешал переводить земли лесного фонда в другие категории для создания «военных и гражданских захоронений». К проекту прилагался перечень из 75 участков (общей площадью до 600 га), где можно рубить лес и строить гидротехнические сооружения.
«В течение последнего года на многочисленных научно-экспертных площадках представителями профессионального экологического сообщества высказывалась озабоченность и аргументированная позиция по поводу упомянутого законопроекта и его антиэкологической направленности, представляющей реальные экологические риски и угрозу Байкалу, – говорит руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН Евгений Шварц. – В конце июня 2024 г. Комитетом Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды была представлена и стала публичной редакция поправок к этому законопроекту, подготовленная ко второму чтению. Совершенно очевидно, что данные поправки в полной мере игнорируют ранее заявленную позицию ученых и общественных природоохранных организаций. При этом работа по подготовке ко второму чтению текста законопроекта велась келейно и не согласовывалась с ведущими научными центрами страны. Подготовленный текст законопроекта стал еще более антиэкологичным и ухудшающим правоприменение в сфере охраны озера Байкал. Представленные поправки не учитывают, что земли объектов Всемирного природного наследия были отнесены исключительно к федеральной форме собственности постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 и не подлежали приватизации и отчуждению».
Хотя законопроект в первом чтении был поддержан большинством голосов (296 депутатов проголосовали за, 76 — против), с критикой выступало правовое управление парламента. А соавтор закона 1999 г. «Об охране озера Байкал» Анатолий Грешневиков (СРЗП) назвал происходящее «похоронами священного озера Байкал». Первый зампред экологического комитета Вячеслав Фетисов (ЕР), в свою очередь, заявил о необходимости разобраться, «какой бизнес будет бенефициаром» предполагаемого принятия документа.
В октябре правительство потребовало ко второму чтению привести проект в соответствие с Лесным кодексом РФ, запрещающим сплошные рубки, отметив, что государственно-правовое управление президента было против принятия документа в первом чтении. В ЮНЕСКО также выражали беспокойство по поводу законопроекта, «ослабляющего стандарты допустимого воздействия на экосистему Байкала», и призвали Россию не одобрять поправки.
Глава экологического комитета Дмитрий Кобылкин (ЕР) на заседании в понедельник, 24 июня 2024 г., рассказал, что авторы выезжали в Бурятию и Иркутскую область, «чтобы вместе обсудить имеющиеся проблемы», а на совещании со спикером Госдумы Вячеславом Володиным стороны договорились «максимально уйти от варианта решения вопросов через сплошные рубки лесных насаждений».
Так, в новой версии законопроекта предлагается перевести земли лесного фонда в земли других категорий, что позволило бы, в частности, вести строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов, например гидротехнических сооружений, автодорог, коммунальной инфраструктуры. Возможность перевода планируется ввести до 1 декабря 2030 г. Авторы обращают внимание, что «перевод земель возможен только при наличии проекта и положительного заключения государственной экологической экспертизы»; также необходимо «осуществить лесовосстановление на площади в пять раз больше, чем площадь земельного участка, который был переведен в другую категорию». Актуальность законопроекта на заседании вновь объяснялась запросами местных жителей. Так, эксперт общественной палаты Бурятии Галина Арсеньева заявила на встрече, что благодаря существующему режиму охраны Байкала в республике «не живут, а выживают»: «У нас жить невозможно. Те, кто постоянно обсуждает закон, наверное, даже не в курсе, о чем идет речь, о каком месте, где мы проживаем и что на себе испытываем. Я полностью поддерживаю этот законопроект как общественник со стажем более 40 лет». Авторы уточнили, что получили 5 тыс. подписей в поддержку законопроекта.
При этом 26 ученых, среди которых два академика и семь членов-корреспондентов РАН, направили письмо спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой «не допустить принятия законопроекта в редакции представленных поправок» и «не выносить его на второе чтение». Ученые заявляют, что документ в ходе доработки стал еще более «антиэкологичным и ухудшающим правоприменение в сфере охраны озера Байкал». «В редакции этих поправок законопроект снимает ограничение оборота земель объекта всемирного природного наследия, легализует незаконно возникшие (до принятия законопроекта) права частных лиц на земельные участки (в том числе оспоренные в судебном порядке) в нарушение прав РФ, публичного интереса в сохранении озера для последующих поколений»,— настаивают ученые. Они заявляют, что подготовка поправок ко второму чтению «велась келейно и не согласовывалась с ведущими научными центрами страны». Наиболее опасными нормами эксперты называют:
– «прямое указание» на возможность проведения сплошных санитарных рубок погибших насаждений;
– отнесение всех земель в границах населенных пунктов, в том числе занятых лесами и незаконно включенных в их границы, к землям населенных пунктов;
– возможность передачи их в частную собственность, в том числе для застройки;
– снятие запрета на сплошные рубки в лесах, не отнесенных к землям лесного фонда и землям особо охраняемых природных территорий;
– возможность расширения существующих особых экономических зон туристско-рекреационного типа с включением в них ценных природных территорий.
Член экспертного совета по заповедному делу, специалист проекта «Земля касается каждого» Михаил Крейндлин разделяет опасения коллег и считает, что принятие законопроекта не только ведет «к негативным последствиям для всей экосистемы бассейна озера Байкал», но и противоречит международным обязательствам России, вытекающим из Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Михаил Крейндлин отмечает, что «в случае, если поправки примут в таком виде, на предстоящей в июле в Нью-Дели сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО может обостриться дискуссия о Байкале, что в нынешней геополитической ситуации представляется крайне нежелательным».