Экологическую повестку, озвученную Президентом РФ, комментирует ученый-географ

Выгодно ли «озеленение» российской экономике? Какие шаги в этом направлении уже сделаны и что еще предстоит? Насколько дружественным оказывается отклик бизнеса на «зеленый курс»? Руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН, заслуженный эколог России Евгений Шварц прокомментировал «экологический блок» Послания Президента РФ Федеральному собранию.

Впервые в послании Президента Федеральному Собранию РФ прозвучали достаточно четко обозначенные задачи, решение которых, по мнению главы государства, будет способствовать адекватному ответу России на вызовы, связанные с быстрыми климатическими изменениями:

  • за предстоящие 30 лет накопленный объем чистой эмиссии парниковых газов в России должен быть меньше, чем в Евросоюзе;
  • в 12 крупнейших индустриальных центрах страны объем вредных выбросов в атмосферу должен снизиться на 20% к 2024 году;
  • на основе прозрачного мониторинга необходимо распространить систему квотирования вредных выбросов на все проблемные по качеству воздуха города России;
  • ускорить принятие закона, который установит финансовую ответственность собственников предприятий за ликвидацию накопленного экологического вреда;
  • поступающие в федеральный бюджет экологические платежи необходимо «окрасить».

«Необходимость «прокрашивания» экологических платежей вытекает из очевидной безнравственности и неэффективности «растворения» платежей, которые должны идти на компенсацию ущербов окружающей среде, в общих расходах федерального и региональных бюджетов», – говорит Евгений Шварц. По его мнению, аргументация в поддержку сложившейся после ликвидации в 2000-2001 годах системы экологических фондов достаточно примитивная и односторонняя: «Нет денег на социальные расходы, например, на медицину». «При этом забывают, что немалая доля заболеваний – это как раз последствия загрязнения окружающей среды, – говорит ученый. – Вероятно, поводом для анонсированного возвращения к системе «прокрашивания» платежей за загрязнение окружающей среды стала авария на резервуаре №5 дочерней компании НТЭК Норильского никеля, когда Минфин демонстративно «подсуетился» с принятием законопроекта, по которому все платежи должны поступить в федеральный бюджет». Евгений Шварц считает, что после принятия судебного решения по иску Росприроднадзора о выплате беспрецедентных 146,2 млрд рублей компанией Норильский Никель в федеральный бюджет РФ и попыток администрации Красноярского края продолжить судебные разбирательства для финансирования ликвидации последствий аварии, в ходе которой вылилось порядка 21 тысячи тонн мазута, необходимость обеспечения здравого смысла в целях и назначении расходовании данных средств стала особенно очевидной и наглядной.

«Необходимость создания и внедрения системы квотирования вредных выбросов на все проблемные по качеству воздуха города России стала очевидной со времени подготовки Года Экологии в 2017 году, – говорит Евгений Шварц. – Тогда государству наконец стало очевидно, что достаточно сложная и малоустойчивая в плане коррупции система Наилучших Доступных Технологий (НДТ), внедрявшаяся последние 10 лет, не привела к какому-либо существенному улучшению ситуации с загрязнением воздуха в крупных городах России. Во многих случаях, особенно в малоконкурентных секторах, крупный бизнес под видом НДТ «продавил» уже существовавшие старые и «грязные» технологии. В результате оказалось, что во многих наиболее «грязных» городах и регионах России НДТ вроде бы повсеместно внедрили (например, в Челябинске), а качество воздуха лучше не стало».

По итогам Года Экологии в 2017 году в России началась подготовка к «достройке» НДТ системой квотирования выбросов и уменьшением суммарного загрязнения путем стимулирования рыночной торговли квотами на выбросы. По словам Евгения Шварца, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха», проводится эксперимент по квотированию выбросов на основе сводных расчетов с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. «С этим же пунктом во многом связан и тезис Послания Президента, что в 12 крупнейших индустриальных центрах страны объем вредных выбросов в атмосферу должен снизиться на 20% к 2024 году», – добавляет ученый.

По мнению Евгения Шварца, одним из наиболее сложных вопросов является реализация тезиса о том, что за предстоящие 30 лет накопленный объем чистой эмиссии парниковых газов в России должен быть меньше, чем в Евросоюзе. «Многие руководители крупного нефтегазового и угледобывающего бизнеса продавливают тезис, что нам, мол, ничего делать не нужно, наши леса обеспечивают правильный национальный баланс углерода в стране, – говорит Евгений Шварц. – Действия Евросоюза по внедрению так называемого «Трансграничного углеродного регулирования» (ТУР) направлены, в первую очередь, на компенсацию углеродного налогообложения производителей внутри ЕС. К сожалению, деятели бизнеса из РСПП и даже высокопоставленные госуправленцы рассуждают скорее в духе советского Госплана, а не рыночной экономики - "покупатель" ​ должен быть согласен с характеристиками, качеством и рыночной ценой товара (в данном случае – единиц сокращения выбросов или ЕСВ), а не оценками "продавца" на основе его собственных непубличных и не прошедших аудит третьей независимой стороной данных. В любом случае, – продолжает ученый, – признание (учет) российских лесных ЕСВ (единиц сокращения выбросов) возможно только при ряде условий:

  • реальные измеримые меры по увеличению энергоэффективности российской экономики, измеряемые в эмиссии СО2 или углерода на единицу ВВП;
  • учет только «добавленного улавливания углерода» выше т.н. «базовой линии» – то есть не все естественное поглощение углерода в реально неуправляемых лесах и иных природных экосистемах, а только то, что было специально сделано в ходе климатических проектов и проектов по повышению энергоэффективности ​ выше «базовой линии»»;
  • реальная открытость информации по российским лесам и аудирование ее третьей независимой стороной, в т.ч. объективность и проверяемость данных по пожарам в российских лесах, а также динамика площади и эмиссии углерода от пожаров.

Нам действительно не обязательно и не нужно копировать подходы и технологические решения Европейского Союза, но наши действия должны быть количественно измеримы, прозрачны и проверяемы третьей независимой стороной. Потенциально возможно частично продолжать использовать ископаемое топливо (даже экологически наиболее «страшный» уголь), если удельная и суммарная эмиссия парниковых газов сокращается», – подытоживает Евгений Шварц.

Полный текст Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию был опубликован 2 мая.

13/05/2021 - 11:30