Научно обоснованные рамочные требования к лесоклиматическим проектам в России могут повысить доверие к таким проектам со стороны Евросоюза (международных инвесторов и гражданского общества), что позволит реализовать их потенциал по сокращению выбросов парниковых газов и уменьшению углеродного налога на производство высокоуглеродной продукции российскими экспортерами.
В декабре 2020 года по инициативе Центра ответственного природопользования Института географии РАН и ВФП (признан иностранным агентом в РФ) был проведен рабочий семинар по вопросу лесоклиматических проектов (ЛКП) в РФ. Целью семинара было обобщение опыта реализации лесоклиматических проектов в РФ, поиск подходов интеграции Российских ЛКП в международные процессы по климату (Парижское соглашение), трансграничное углеродное регулирование, формирующийся рынок «зеленых металлов», а также национальное законодательство РФ.
По словам Андрея Птичникова, старшого научного сотрудника Центра ответственного природопользования ИГ РАН, актуальность лесоклиматических проектов связана с планами Евросоюза ввести, начиная с 2023-2025 года углеродный налог на поставляемую в ЕС высокоуглеродную продукцию: нефть, газ, уголь, металлы, цемент, удобрения и др. Углеродный налог будет взиматься в тех случаях, когда выбросы парниковых газов при добыче/производстве данной продукции в России будут превышать законодательно определенные уровни в Евросоюзе. По расчетам КПМГ, в базовом сценарии этот налог вводится в 2025 году и распространяется только на прямые выбросы парниковых газов (непосредственно при производстве продукции). В этом случае нагрузка для российских экспортеров составит €33,3 млрд в 2025–2030 годах, т.е. около 5 млрд Евро в год. В то же время российские леса являются нетто-поглотителями парниковых газов, и функция поглощения может быть усилена за счет реализации специальных лесоклиматических проектов. По расчетам КПМГ, с учетом данных Института глобального климата и экологии (ИГКЭ) потенциал лесоклиматических проектов по сокращению выбросов ПГ в РФ составляет до 40-45% среди всех других направлений секвестрации парниковых газов (360-420 млн т СО2 экв/год). Участвуя в реализации лесоклиматических проектов, экспортеры высокоуглеродной продукции в ЕС потенциально могут понизить углеродный след своей продукции на величину сокращений выбросов, полученных в ходе реализации таких проектов. При этом стоимость увеличения поглощения парниковых газов в лесах ожидается ниже затрат на другие возможные направления декарбонизации высокоуглеродной продукции.
Несмотря на высокую привлекательность и природоохранную ценность таких проектов, в Евросоюзе имеется довольно существенная оппозиция ЛКП. Это связано с прошлыми неудачными примерами реализации ЛКП в тропиках, главным образом в рамках программы REDD+, где возникали проблемы с долговременной устойчивостью результатов проектов, с проблемой сохранения лесов от пожаров и других неблагоприятных явлений, снижающих ценность таких проектов для увеличения поглощения парниковых газов.
Что нужно сделать для того, что Российские ЛКП были бы признаны Евросоюзом, частными покупателями высокоуглеродной продукции на Западе? Какие меры необходимы для совершенствования Российского законодательства, для формирования позиции Российской делегации на переговорах с Евросоюзом? Все эти вопросы были в центре обсуждения ведущими специалистами в области ЛКП, представляющими научные (ИГКЭ, ЦЭПЛ), общественные (ВФП (признан иностранным агентом в РФ) и коммерческие организации России.
Участниками рабочего совещания высказаны следующие предложения:
- Необходимо сформировать научно обоснованные рамочные требования к ЛКП в России с целью повышения доверия к таким проектам со стороны международных процессов (Парижское соглашение, ТУР), инвесторов и гражданского общества.
- Рамочные требования к ЛКП необходимы для исключения ЛКП, которые могли бы дискредитировать лесной сектор в России в глазах участников рынка и международных процессов. Будущие ЛКП должны демонстрировать устойчивость результатов в долгосрочной перспективе для инвесторов в ЛКП, покупателей углеродных единиц ЛКП, регуляторов рынков, неправительственных организаций.
- Активизировать взаимодействие с зарубежными НКО, регуляторами для разъяснения им возможностей ЛКП не только для повышения депонирования углерода, но и для сохранения биоразнообразия лесов, экосистемных услуг лесов, защиты их от пожаров и т.д.
- Предложить наработки по ЛКП и лесоклиматическим офсетам для использования ФОИВ (Минприрода РФ, Рослесхоз), а также делегации РФ на переговорах по Парижскому соглашению и на переговорах по ТУР.
- Рассмотреть целесообразность внесения изменений в Лесной кодекс, включив туда новый вид лесопользования – для поглощения парниковых газов, что позволит брать лес в аренду для целей реализации ЛКП. Учесть будущее нормативное регулирование, вводимое проектом ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов».
- Следует также проработать идеологию реализацию ЛКП на заросших лесом частных землях сельхозназначения.
- Необходимо возобновить работу государственного реестра поглощений парниковых газов – национальной системы регистрации выбросов ПГ.
- Поддержать идею уточнения национального кадастра антропогенных выбросов парниковых газов для лесов за счет использования качественных данных дистанционного зондирования, например ИКИ РАН.
- С учетом постоянного повышения значимости и ценности услуг по углерододепонированию лесами, следует отдельно проработать вопрос влияния нормативно-правовой базы управления лесами на дополнительность ЛКП. При реализации ЛКП за счет бизнеса следует обеспечить инвесторам возможность окупаемости ЛКП за счет создания благоприятных условий и неизменности нормативно-правового регулирования в области ЛКП.
- Несмотря на то, что опыт «Русал» в реализации ЛКП нельзя считать удачным, представляется важным продвигать саму идею вовлечения нелесного бизнеса в проекты по борьбе с пожарами и по лесовосстановлению как важного направления повышения климатической нейтральности бизнеса.
Для разработки вышеуказанных задач было предложено организовать экспертную группу для формирования требований к ЛКП на базе участников настоящего совещания. Ряд участников совещания предложили, чтобы функцию координации работы по лесоклиматическим проектам взял бы на себя Центр ответственного природопользования ИГ РАН.