Эпидемия Covid-19 и безработица: ученые Института географии РАН стали призерами Всероссийского хакатона, посвященного влиянию пандемии коронавируса на рынок труда в России

Хакатон – это соревнование по программированию и анализу данных. Автономная некоммерческая организация «Центр перспективных управленческих решений» при содействии Федеральной службы по труду и занятости России (Роструд) провела онлайн-хакатон, посвященный теме влияния пандемии на рынок труда в России. Участникам были предоставлены обезличенные данные о 4.3 миллионах граждан, признанных безработными в период с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года. В течение 40 часов было необходимо проанализировать факторы, повлиявшие на успешность трудоустройства во время пандемии, а также изменения в процессе поиска работы и найма сотрудников, вызванные коронавирусом.

На участие в хакатоне было подано более 2.8 тысяч заявок со всей России. В финал прошли 61 команды, которые соревновались по 4 направлениям: визуализация данных, исследование, предсказательные модели и мобильные приложения. Участники хакатона получили доступ к уникальному массиву данных. Кроме персональных характеристик (пол и возраст), они могли видеть, как долго человек находился на рынке труда, какова его прошлая профессия, проходил ли он переобучение и, наконец, удалось ли ему найти новую работу.

«Развитие рынков труда, особенно в периоды кризиса, сильно зависит от географического фактора, – рассказывает один из участников хакатона, специалист Института географии РАН в области рынков труда Евгений Антонов. – Рост безработицы в период пандемии заметно разнился по регионам, что, во-первых, было связано с различиями в отраслевой структуре рынков труда. Во-вторых, кризис пандемии привел к заметной управленческой децентрализации, что сильно отличает его от прошлых кризисов, вызванных экономическими причинами. Региональные власти получили свободу в выборе ограничительных мероприятий и в целом в реализации стратегии борьбы с пандемией и ее последствиями».

«Мы работали на исследовательском треке, в нашей команде были также психолог, биолог и дизайнер, – говорит еще один участник хакатона, специалист Института географии РАН по региональному развитию и расселению Александр Шелудков. – Мы искали закономерности в данных, использовали статистическую проверку гипотез и кластерный анализ. Помимо данных от организаторов, привлекали официальную информацию Росстата».

У данных о зарегистрированной безработице есть несколько ограничений. Во-первых, не все реальные безработные подают заявление в центры занятости населения. Во-вторых, всплеск регистрируемой безработицы обусловлен не только пандемией и режимом локдауна, но и институциональными факторами, такими как перевод процедуры подачи заявлений в электронный вид и повышение размеров пособий.

«Кризис на рынке труда во время пандемии имел отраслевую специфику, которая выделяет его на фоне предыдущих, – поясняет Евгений Антонов. – В гораздо более уязвимом положении оказались рыночные отрасли сферы услуг за счет ограничения потребительского спроса и карантинных мероприятий. Говорить о долговременных эффектах пандемии в трансформации на рынке труда пока рано, так как еще не закончилась ее вторая волна. Данные по безработным, с которыми мы работали, пока показывают, что значительного перетока между отраслями экономики не происходило, а если это и имело место, то в ограниченном масштабе и в рамках родственных отраслей сферы услуг – гостиничного бизнеса, общественного питания, торговли, в меньше степени – в образовании, операциях в сфере недвижимости и в транспорте».

По итогам соревнования команда ученых ИГ РАН заняла второе место в исследовательском треке хакатона. «Конечно, мы успели сделать за отведенные 40 часов далеко не все, что задумывали, – говорит Александр Шелудков. – Замечательно, что данные организаторов теперь будут доступны для анализа широкой аудитории. Это значит, что и мы, и другие исследовательские команды смогут продолжить работу с ними».

С результатами исследования можно ознакомиться по ссылке.

Дополнительные материалы

25/12/2020 - 09:00