Ученые Института географии РАН продолжают изучение последствий падения метеоритов на территорию Московской области

В последние годы на территории Московской области были сделаны интересные находки: круглые глубокие озера, котловины которых представляют собой реликтовые формы рельефа импактного (ударного) происхождения. Об актуальности изучения этих объектов и о том, какие секреты из истории развития Земли за последние 10 тысяч лет они могут хранить, рассказал геоморфолог Института географии РАН Александр Маккавеев.

На прошлой неделе сотрудники лаборатории геоморфологии Института географии РАН Сергей Шварев и Николай Луговой провели полевые исследования в окрестностях озера Смердячье, расположенного в 140 км к юго-востоку от города Москвы. Выполненная ими дистанционная съемка с использованием беспилотного летательного аппарата и геодезическая привязка георадарных профилей позволит получить новую детальную информацию о рельефе и деформациях отложений, по которым можно восстановить​ параметры импактного события, имевшего здесь место в начале голоцена. «Об этом можно судить по датировкам обнаруженных в отложениях озерного вала прослоев глин – 9620 ± 170 лет назад и 9250 ± 180 лет назад, то есть падение метеорита произошло после накопления этих отложений в тогда существовавшем здесь озере», – отмечает Александр Маккавеев.​

От большинства озер Мещеры озеро Смердячье отличается округлой формой и наличием невысокого окружающего вала. Максимальный диаметр озера составляет 290 метров. Наибольшая глубина котловины – 31.4 метра. Вал, опоясывающий озеро, возвышается над окружающей равниной на 1-2 метра и на 4-5 метров над зеркалом воды. Вал резко обрывается в сторону озера и плавно снижается в сторону окружающей равнины.

«В строении озерного вала присутствуют обломки горных пород каменноугольного возраста, залегающих в районе озера на глубинах свыше 20 метров – известняков, кремней и доломитов, которые были выброшены из котловины при ударе метеорита, – говорит Александр Маккавеев. – Кроме того, обнаружены и импактиты, изученные ведущим геологом ВСЕГЕИ Сергеем Енгалычевым. Это фрагменты горных пород, сцементированных стекловатой массой, с расположенными в ней оплавленными зернами кварца, полевого шпата и циркона. При этом за пределами вала каменный материал (кроме единичных гальки и гравия) отсутствует. Для строения вала озера Смердячье также характерно опрокинутое залегание («перевернутость») их слоев.
Подстилающие рыхлые четвертичные отложения деформированы – разбиты надвигами и взбросами, в результате отжимания от центра и смятия взрывной волной».

В облике и строении котловины озера сочетаются черты метеоритного кратера и карстовой впадины. В прошлом озеро почти пересыхало: переслаивание органогенных и глинисто-песчаных слоев, зафиксированное в отобранной сотрудниками Института озероведения РАН колонке донных осадков, отражает периодичность спуска озера и его наполнения. «При столкновении метеорита с поверхностью Земли образовался кратер, при этом под толщей песков и глин, слагающих равнину, были вскрыты глубоко лежащие легкорастворимые карбонатные породы, и озеро стало развиваться как типично карстовое, для которого характерны повторяющиеся время от времени значительные колебания уровня», – говорит Александр Маккавеев.

В Шатурском районе Московской области, где расположено озеро Смердячье, есть и другие круглые глубокие озера. Не исключено, что некоторые из них образованы в результате падения метеорита. «Актуальность их изучения
несомненна: космические импактные воздействия имели редкое, но вполне значимое, а периодически и определяющее значение для развития жизни на Земле, – говорит Александр Маккавеев. – Масштабы воздействия, как известно, были разными: падение крупных небесных тел могло привести к массовым вымираниям животных и смене типов растительного покрова, а менее крупные, но более частые падения, несомненно, способствовали региональным изменениям природной среды. Изучение импактных форм рельефа, определение их параметров и возраста событий может помочь восстановлению истинной истории развития природной среды и пролить свет на многие трудно разрешимые загадки, в том числе на абсолютно «спокойных» в настоящее время территориях».

Н. Луговой устанавливает базовую станцию для DGPS-съемки

Для справки:
В 80-х годах XX века краевед из города Рошаль Николай Андреевич Филин первым предположил, что котловина озера Смердячье представляет собой молодой метеоритный кратер. Эту идею сразу поддержали эстонские ученые Ю.В. Кестлане и К.Х Мелла. Дальнейшие совместные исследования ученых​ из России (ГЕОХИ РАН, ВСЕГЕИ), Австрии (University of Wien), Финляндии (University of Oulu), обнаруживших здесь импактиты в 2002-2008 годах,​ подтвердили гипотезу метеоритного происхождения котловины озера. В 2013-2014 годах сотрудники ИГ РАН (Вадим Бронгулеев, Александр Маккавеев и Вадим Караваев) участвовали в работе международного коллектива Holocene Impact Working Group на озере Смердячьем. В 2018-2019 годах здесь проводили исследования Александр Александровский, Артем Гуринов, Вадим Караваев, Александр Маккавеев и Сергей Шварев. Их усилия помогают определить возраст и палеогеографическую обстановку времени​ формирования котловины озера.

14/12/2020 - 10:00