Что влияет на снижение численности арктических перелетных птиц? Орнитолог Института географии РАН приняла участие в очередной экспедиции РОСИП на Южной Чукотке

В непростых условиях карантинных ограничений с конца мая до конца августа 2020 г. на Южной Чукотке в пос. Мейныпильгыно состоялась очередная экспедиция Русского общества сохранения и изучения птиц (РОСИП). В июле к ней присоединилась сотрудница лаборатории биографии Института географии РАН, орнитолог, член Международной рабочей группы по сохранению и изучению кулика-лопатня Елена Лаппо.

«Уже более 20 лет на Чукотке работает международная научная экспедиция по изучению и сохранению арктических перелетных птиц, в частности, мы пытаемся понять особенности распространения и причины резкого сокращения численности эндемичного узкоареального вида – кулика-лопатня», – говорит Елена Лаппо. Параллельно с этим предпринимаются срочные меры по его сохранению. Своеобразным вызовом для международного научного сообщества стал проект «Путевка в жизнь»: сможет ли человек, опираясь на современную науку, спасти от исчезновения хотя бы один вид птиц? В рамках этого проекта из гнезд лопатней забирают кладки, чтобы спасти от хищников, помещают их в инкубатор, а затем выращивают птенцов в полувольных условиях и выпускают в природу. В результате выживаемость птенцов, по сравнению с естественной, возрастает в 4 раза. «Эффективность проекта доказана еще и тем, что выращенных птенцов видят на зимовках, и они возвращаются в места гнездования, не утратив генетических навыков выживания в природе и способности к дальней миграции», – подчеркивает Елена Лаппо. В результате усилий ученых резко снизившаяся к началу XXI в. популяция лопатня начала в последние годы немного стабилизироваться. Но в 2020 г. в окрестности поселка Мейныпильгыно куликов-лопатней прилетело меньше обычного.

По словам Елены Лаппо, первый этап экспедиции прошел несколько напряженно: «Во-первых, из-за карантина команда была меньше обычной, иностранные коллеги не смогли принять участие в экспедиции, – говорит орнитолог. – Во-вторых, нам очень мешали июльские дожди и туманы. В-третьих, куликов-лопатней – одного из основных объектов наших исследований – прилетело меньше обычного: вместо максимальных 24 их было всего 16 пар».

Снижение численности куликов-лопатней, в первую очередь, может быть связано с проблемами на миграционном пути. «В то время, как в Китае, где находится основное место зимовок лопатня, наконец-то полностью прекратили осушение литорали – важного места кормежки и остановки на пролете перелетных птиц, в Северной Корее, наоборот, по-прежнему активно идет трансформация и осушение приливно-отливной зоны, – говорит Елена Лаппо. – Это было определено нашими коллегами из стран Восточно-Азиатского миграционного пути по космическим снимкам».

В этом году эксперты отметили также особенно высокий уровень хищничества: гнезда птиц разоряли вороны, поморники, чайки, собаки, лисы и даже суслики. «Поселок, несомненно, создает предпосылки для повышения численности хищников, в первую очередь – воронов и крупных чаек, привлекаемых рыбным промыслом, отходами рыбзавода и помойками, – комментирует ситуацию Елена Лаппо. – Но есть и хорошие новости: с началом периода появления птенцов были найдены еще несколько выводков лопатней. В ходе их учетов в июле полезно было использовать карты предпочитаемых местообитаний кулика-лопатня, составленные на основе обработанных данных дистанционного зондирования сотрудником лаборатории картографии Института географии РАН Алексеем Нарыковым».

Птенцов лопатня, которых ежегодно выращивают по программе «Путевка в жизнь», в конце июля перевели в вольер, а в начале августа 22 птенца были выпущены в свободную жизнь в природе. Из дикой природы забрали 30 яиц, но по генетическим или инфекционным причинам 3 яйца погибло еще на инкубации, а 5 птенцов – на стадии выращивания. «Сейчас 22 птенца уже присоединились к диким сородичам других видов и улетели на юг, к местам миграционных остановок в Китае и в Корее», – говорит Елена Лаппо.

В конце июля в водах к югу от мыса Наварин было отмечено явление так называемого «красного прилива», что могло негативно сказаться на морских млекопитающих. «Возможно, в связи с этим до сих пор не вышли на традиционные лежбища моржи – ни на береговой косе близ Мейныпильгыно, ни на берегах в устье р. Аин (Пика), – поясняет ситуацию Елена Лаппо. – Взятые пробы воды должны помочь определить, были ли цветущие водоросли динофлагеллятами, которые могут выделять опасные органические токсины».

В этом году в составе экспедиции работало также 2 съемочные группы для создания серии фильмов о кулике-лопатне и работе самой экспедиции.

Фото – Юлия Даркова

26/08/2020 - 09:00