«Карта военной тропы»: группа спецкартирования Института географии РАН во время ВОВ (к 79-летию начала войны)

Во время Великой Отечественной войны сотрудники Института географии РАН по заказу Красной Армии (КА) создавали уникальный картографический материал – так называемые «Карты элементов проходимости территории» (или просто карты проходимости). Одной из главных таких карт стала карта проходимости в масштабе 1:1 500 000, которая, по свидетельству картографов ИГ РАН, была гораздо полнее, правдоподобнее и точнее аналогичной карты, которой пользовалось командование германской армии.

С началом ВОВ большая часть сотрудников Института географии была эвакуирована в Алма-Ату, где продолжала работу (в основном по изучению восточных районов СССР для размещения эвакуированных предприятий). Но небольшая группа сотрудников ИГ РАН осталась в Москве, где участвовала в работе Комиссии по геолого-географическому обслуживанию КА под руководством акад. А.Е. Ферсмана при ОГГН АН СССР (иногда ее называли Оборонной комиссией).

«По заданиям военных организаций нашими картографами были составлены почти четыре сотни специальных карт – проходимости, военно-фенологических и др., десятки военно-географических описаний отдельных районов СССР и зарубежных стран, справочники для ВВС КА, инструкции по географическому дешифрированию аэрофотоматериалов, выполнены десятки заданий органов управления КА, связанных с противовоздушной обороной Москвы и военно-инженерным строительством, – говорит заведующий лабораторией картографии Института географии РАН Андрей Медведев. – Музей ИГ РАН сегодня хранит ту самую карту проходимости в масштабе 1:1 500 000. Она предназначалась для использования командованием и штабами крупных войсковых соединений и руководящими оборонными организациями для общей оценки условий проходимости местности войсковыми соединениями и транспортом различных типов, для выбора и оценки природных оборонительных и наступательных рубежей и опорных пунктов, а также для выявления районов устройства летно-посадочных площадок аэродромов, укреплений, артиллерийских позиций и т.д.».

При ближайшем рассмотрении нетрудно заметить, что карта содержит в себе следующие элементы:
▪ физико-механический состав поверхностных грунтов и свойства почвенного слоя
▪ степень и характер заболоченности местности и типы болот
▪ рельеф местности
▪ растительный покров
▪ гидрографическую сеть

«Карта проходимости имеет, таким образом, комплексное содержание, которое вместе со способами оформления отличают ее от всех других, в частности – от составлявшихся для КА и раньше карт проходимости и проезжаемости», – говорит Андрей Медведев. Последние отражали условия проходимости местности в зависимости от одного какого-либо элемента природы, например, погодных или гидрологических условий.

От обычной, широко используемой топографической карты, карта проходимости местности отличается многим – как по содержанию, так и по оформлению. «Она строится на разгруженной топографической основе с разреженной за счет малых рек гидрографической сетью, с меньшим количеством населенных пунктов (достаточных для ориентировки), без горизонталей, отражающих на топографической карте рельеф», – подчеркивает Андрей Медведев.

Карта проходимости показывает физико-механический состав грунтов, отсутствующий на топо-карте; дает сведения о типах рельефа по горизонтальной и вертикальной густоте расчленения поверхности, о врезанности речных долин, об их строении (поймы, террасы), о формах рельефа и их особенностях с точки зрения проходимости территории; дает более детальную характеристику состава лесов, проходимости болот (мощность торфа и др. болотных отложений); характеризует особенности режима рек и озер; подчеркивает частные элементы, на которые при оценке местности с точки зрения условий проходимости должно быть обращено особое внимание. В тексте к листам карты даются указания на условия проходимости по разным сезонам года (сухие и влажные периоды).

«Несмотря на то, что академическая география обладала довольно ограниченным арсеналом технических средств и была отстранена от важных процессов получения статистической информации во время войны, она занимала ведущие позиции в обеспечении фронта и тыла военно-географической информацией и картами, выполняя важный социальный заказ общества – создавала условия эффективного вовлечения территории и стратегических ресурсов в дело Победы, – говорит Андрей Медведев. – И эта уникальная карта проходимости в масштабе 1:1 500 000 – лишнее тому доказательство».

22/06/2020 - 14:30