Новосибирская область – транспортный центр юга Западной Сибири

В Институте географии продолжается изучение особенностей транспортной системы регионов Сибири и Дальнего Востока. В июне 2019 года был проведён заключительный этап полевых исследований в рамках второго года работ по научному проекту «Транспортная связанность и изолированность территории Сибири и Дальнего Востока» (№24/2018/РГО-РФФИ, рук. С.А. Тархов). Участники проекта Александр Неретин и Анастасия Ломакина посетили Новосибирскую и Томскую области для исследования интенсивности сообщения между южными регионами Западной Сибири.

Первый этап работы над проектом был посвящен изучению периферийных территорий Сибири и Дальнего Востока – республики Якутия, Магаданской области и Красноярского края, где сформировалась разреженная транспортная сеть. Из-за дисперсности системы расселения этих регионов в транспортном сообщении в последние годы значительно увеличилось значение местной авиации и речного транспорта. Новосибирская область также характеризуется дисперсностью расселения, но при более высокой средней численности поселений. Основную роль в транспортной системе Новосибирской области играет автобусный и железнодорожный транспорт. Маршрутная сеть региона недостаточно разветвлена, многие населенные пункты привязаны к ключевым железнодорожным и автомобильным магистралям с высокой интенсивностью движения (не менее нескольких раз в сутки). Пригородное автобусное сообщение в недостаточной степени удовлетворяет потребности крупного города, значительная нагрузка ложится на железнодорожный транспорт, обеспечивающий стабильные связи с садоводческими товариществами (от Новосибирска до Коченево, Искитима, Буготака и Мошково).

Новосибирск в целом отличается низкой комфортностью мультимодальных перевозок, так как центральный автовокзал города расположен в значительном отдалении от главного железнодорожного вокзала и станций метрополитена. Только несколько маршрутов автобусов соединяют железнодорожный вокзал и аэропорт.

В ходе исследования была также изучена транспортная система соседнего регионального центра Томска с целью сравнения совокупной связанности двух городов. Важное отличие Томского транспортного узла от Новосибирского заключается в его полупериферийном положении (на ответвлении от Транссибирской магистрали). Аэропорт Томска не претендует на роль регионального авиаузла, для него ключевой авиасвязью являются рейсы в Москву. Кроме того, для Томской области характерна низкая плотность автодорог, которая выражается в более низкой интенсивности автобусного сообщения.

Таким образом, Новосибирск сохраняет роль транспортного центра для юга Западной Сибири (Новосибирской, Томской, Кемеровской областей, Алтайского края и республики Алтай) с наиболее высокой интенсивностью транспортного сообщения в треугольнике «Новосибирск – Томск – Кемерово».

 

Автовокзал г. Новосибирска. Реконструкция автовокзала, которая началась более 15 лет назад, не решила проблему тесноты и недостатка платформ и зон ожидания.

 

Расписание автобусов от аэропорта Толмачево.

 

Автостанция Болотное - место остановки всех транзитных автобусов, следующих из Новосибирска на восток.

12/07/2019 - 13:15