Сотрудники Института географии провели полевые работы по изучению транспортной связанности и изолированности в Иркутской области

В августе в Иркутской области начался второй этап работы над проектом «Транспортная связанность и изолированность территории Сибири и Дальнего Востока» при поддержке РГО-РФФИ (№24/2017/РГО-РФФИ), включающий в себя полевые исследования в регионе.

Были собраны данные по автобусному и железнодорожному пригородному и местному сообщениям в регионе, изучены маршрутные сети, собрана информация о частоте сообщений, экономическим и временным затратам. По результатам социологических опросов местных жителей выявлены типичные маршруты поездок до пункта тяготения. В ходе работы особо внимание уделялось не только освоенности территории транспортными путями, но и вовлеченности каждого вида транспорта в регулярные пассажирские перевозки.

По сравнению с регионами, исследованными в рамках гранта на первом этапе (Магаданская область, Республика Саха (Якутия) и Красноярский край) в регионе выявлено существенное влияние на рынок транспортных услуг т.н. «серых» перевозчиков. Одним из результатов этого является сильный разброс ключевых точек отправления междугороднего и пригородного автотранспорта по городу. Установлено, что на местных перевозках (в первую очередь, на маршрутах Иркутск – Усть-Кут, Иркутск – Братск, Иркутск – Улан-Удэ) жители области предпочитают авиа и железнодорожному транспорту маршрутные автобусы из-за гибкости расписания и более низкой стоимости билета. Авиатранспорт в силу своей высокой стоимости используется преимущественно сотрудниками крупных компаний, направляющимися в командировки.

Заметную роль для транспортной связанности региона играет речной транспорт. Но снижение уровня воды Братского водохранилища до критических значений для безопасного движения пассажирского судна на отрезке от Балаганска до Иркутска привело к сокращению маршрута теплохода «Братск-Иркутск-Братск» до Балаганска. Тем не менее водный транспорт по-прежнему остается единственной возможностью добраться до «большой земли» для жителей многих поселков Братского района, а также населенных пунктов соседних районов.

Исследования провели сотрудники Института географии Мария Зотова и Анастасия Ломакина. В рамках экспедиции участники проекта также приняли участие в Первой Международной географической конференции североазиатских стран «Экономический коридор «Китай-Монголия-Россия»: географические и экологические факторы и возможности территориального развития», которая прошла с 20 по 26 августа в Иркутске, в Институте географии им. В.Б. Сочавы СО РАН. На конференции участниками проекта были представлены основные итоги работы над первым этапом, в том числе результаты районирования территорий республики Саха (Якутия), Магаданской области и Красноярского края по уровню надёжности транспортной системы. Особое внимание также было уделено возможностям сопряжения китайской стратегии Экономического пояса Шелкового пути и российских программ развития регионов Сибири и Дальнего Востока.

30/08/2018 - 16:15