Есть такая профессия — за Землей из космоса наблюдать

О том, чему географ учит космонавта, и о глобальном охвате космической съемки Земли — сотрудник Института географии РАН Лев Васильевич Десинов в интервью проекту «Тактики и Практики».

Даша Богачкина: Сегодня у нас в гостях необычный гость необычной профессии – специалист по мониторингу Земли из космоса, куратор программы «Ураган», кандидат географических наук Лев Васильевич Десинов. Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к этой профессии.

Лев Васильевич Десинов: Это было давно. Я окончил школу через год после запуска первого спутника Земли, поэтому возник порыв заняться космической техникой. Таких специалистов готовил МГТУ им. Н.Э. Баумана. Я выбрал специальность «проектирование ракетной техники». Ее создал С.П. Королев, чьи лекции я успел прослушать. По окончанию ВУЗа я начал работать в КБ, где занимался проектированием и созданием тяжелых баллистических ракет, ставили их на дежурство, то есть догоняли потенциального противника, а когда догнали (через 10 лет) в конце 60-х — начале 70-х гг. 20 века, нам разрешили заниматься освоением Земли с помощью орбитальных станций.

Д.Б.: Что под этим подразумевалось?

Л.Д.: Возникла идея создания большой станции, в которой находились бы космонавты, и которая была бы оснащена большим количеством техники. Они наблюдали бы за Землей, проводили различные эксперименты. Такая научная станция была задумана в январе 1970 г., а уже в апреле 1971 г. Она вышла на орбиту. А потом уже пошли другие проекты.

В нашей стране было принято решение о создании системы зондирования Земли. Были созданы две организации: одна занималась космической мелкомасштабной информацией, другая — это государственный центр «Природа». Я подал туда заявление, и был принят на должность «ведущий по пилотируемым полетам», хотя и не совсем понимал, что это за работа. Однако, быстро освоился, и с 1974 г. начал работать. Года за три я понял, как должен работать пилот в космосе, и предложил перевести космонавта из роли пассивного исполнителя технического задания в самостоятельную активную форму.

Космонавты, конечно, в то время летали и выполняли задания, но это были лишь нажатие на определенные кнопки. Программа, предложенная мною, начала реализовываться ровно 40 лет назад (1977 г.). В декабре 1977 года были получены первые снимки Земли из космоса (Г.М. Гречко). Программа продолжает успешно реализовываться. Называлась она по-разному, сейчас — «Ураган» (с 2001 г.). 1 января 2001 г. был сделан первый снимок с МКС.

Д.Б.: Каково основное предназначение этой съемки?

Л.Д.: Она очень масштабна, мы можем глобальным охватом видеть процессы, которые происходят на Земле. С другой стороны, необходимы и детальные полевые исследования. Лишь в такой совокупности можно получить объективную картину. Мы — экспериментальная площадка. Во многом наша цель — провести исследования, которые затем уже приобретают практическую значимость. Например, 1 сентября в 2 часа 55 минут случилась катастрофа на озере Башкара. По долине реки Адылсу сошел селевой поток. Первые снимки принесли мы. Сейчас готовим информацию совместно с МЧС о том, как это было и что дальше.

Д.Б.: То есть вы первые узнаете о катастрофе?

Л.Д.: Первыми узнают общественники, а мы в их числе. Есть недостатки в снимках из космоса. Орбитальная станция запускается под углом 52 градуса к экватору, то есть мы не видим Север. Кроме того, спутник иногда уходит в ночь. Поэтому мы не можем за всем уследить. Имея на борту космонавта, мы можем быстро передать ему информацию, а он — быстро среагировать, но если находимся в тени — то мы бессильны.

Д.Б.: Хотелось ли Вам самому в космос, и предпринимались ли попытки для этого?

Л.Д.: Конечно, хотелось. Я подавал заявление на отбор в отряд космонавтов. Из 200 человек, я прошел медкомиссию.

Д.Б.: А что входило в профотбор?

Л.Д.: Надо было посидеть на крутящемся стульчике. Я просидел минут 15, много было еще чего. Я все прошел и был зачислен в отряд, но затем, как я сейчас считаю, для меня случился счастливый случай: нас готовили к работе на станции-разведчике «Алмаз», поэтому было решено, что там должны быть только профессиональные летчики, а наш отряд тихо расформировали. А счастье потому, что кандидаты далеко не все становятся космонавтами. Люди годами ждут, а если ничего не получилось — то это для человека большая трагедия.

Д.Б.: А сколько ждут своей очереди будущие космонавты?

Л.Д.: Некоторые платят 20 000 000 $ и уходят через полгода, некоторые ждут лет 15. После того, как наш отряд расформировали, я смог строить свою жизнь сам.

Д.Б.: Однако Вы не ушли далеко от космоса?

Л.Д.: Да, я получил должность ведущего инженера по теме испытаний научной аппаратуры на борту орбитальной станции. В этой должности сделал много полезного, а также и смешного, например, мне первому удалось «забросить» в космос бутылку коньяка.

Д.Б.: Расскажите, пожалуйста, подробнее…

Читать дальше - http://taktikiipraktiki.ru/professiya-spetsialist-po-monitoringu-zemli-iz-kosmosa/

05/12/2017 - 12:45