«Ураганная активность циклична, и к середине XXI века ожидается ее снижение»

В сентябре на территорию США и ряда других стран Западного полушария обрушились сразу два мощных урагана, которые привели к разрушительным последствиям. Заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН Владимир Семенов рассказал в эфире телеканала «МИР 24» о том, можно ли предсказать поведение природных стихий и уместно ли говорить об усилении активности ураганов. 

 

Из-за чего «Ирма» набрала такую силу?

Семенов: Сентябрь — это сезон ураганов, которые, как правило, обрушиваются на побережье Соединенных Штатов. Ураган «Ирма» сформировался над океаном, и свою самую мощную стадию - пятую - он достиг как раз над океаном, где мощный источник энергии для него - испарения. Подходя к побережью, он немного ослаб. Откровенно говоря, причину, по которой тот или иной ураган достиг определенной силы, никто назвать не может. Этот процесс очень сложный. Главный источник энергии, конечно, это испарения. То есть чем теплее поверхность океана, тем, по идее, мощнее должен быть ураган. Поэтому ураганы чаще всего образуются, когда температура поверхности океана достигает 26,5 градуса. 

Долго он будет находиться над Флоридой и куда может направиться дальше?

Вопрос очень сложный. За последние 30 лет точность прогнозов увеличилась примерно в пять раз. Раньше за двое суток могли предсказать с точностью до 500 километров, сейчас за два дня могут указать с точностью до 100 километров. Уже достаточно хорошая точность. Сейчас шторм утихает, потому что, заходя на территорию суши, ураган теряет свой главный источник энергии. Он довольно быстро затухает. 

 

Буквально две недели назад на США обрушился другой ураган - «Харви». Вообще, два подряд столь мощных урагана это в порядке вещей или все-таки аномалия?

Это не аномалия, но определенный экстрим. Такие события также наблюдались, например, в XIX веке, когда было даже прохладнее, чем сейчас. Но мы не можем утверждать, что глобальное потепление приведет к тому, что ураганы будут дуплетом наступать на побережье. Это один из факторов, но также есть другой немаловажный фактор образования ураганов — это сдвиг ветра, который, в свою очередь, в целом становится слабее с потеплением. Поэтому в будущем мы можем ожидать и некоторое снижение ураганной активности. 

Но ощущение, что подобные природные катаклизмы происходят все чаще, есть. В чем причина?

Что касается ураганов, то мы судим о его силе по последствиям, в том числе по сумме ущерба. Если нарисовать сумму ущерба от ураганов в США, то она чуть ли не экспоненциально растет. Казалось бы, что это знак того, что сила и частота ураганов с каждым разом растет, но на самом деле это связано с тем, что растет популяция в этих регионах, количество недвижимости, которая становится дороже. Нельзя сказать, что сейчас мы наблюдаем экстремальную фазу физической силы ураганов. Другое дело, есть мультидекадная изменчивость. В середине прошлого века было много ураганов, в 70-х годах было меньше, потом до конца века действительно возросла ураганная активность. Но ожидается, что к середине XXI века она несколько снизится. 

С этим можно что-то сделать? Или процесс необратим?

Главный фактор - температура поверхности океана. И человек не в силах ее изменить.

А связаны ли эти ураганы с погодой в России, ведь в этом году у нас также наблюдаются аномалии?

Нет, ураганы никак с этим не связаны. Но есть некоторые явления планетарного масштаба — Эль-Ниньо, — резкое потепление в экваториальной части Тихого океана. Оно влияет и на ураганы, и на погоду в России, но не через ураганы. 

Чего ожидать в ближайшее время в Центральной части России?

Метеорологи обещают вторую волну бабьего лета. Действительно, в конце сентября — начале октября мы должны ожидать достаточно продолжительного периода теплой погоды. 

Источник: mir24.tv

15/09/2017 - 11:00