Жизнь на два дома: как возвратная мобильность меняет российские пространства

Традиционные подходы и методы изучения населения и систем его расселения становятся невозможны без учета географии возвратной мобильности населения – центростремительных потоков на временную работу в крупные города и центробежных потоков из них на дачи.  В Институте географии опубликована авторская монография «Между домом и… домом. Возвратная пространственная мобильность населения России», в которой приведены новейшие исследования, серьезно меняющие представление о социальной интеграции российских пространств. Презентация книги состоится 2 декабря 2016 года в Институте на совместной конференции ИГ РАН и Московского городского отделения Русского географического общества «Возвратная мобильность населения России: коммьютеры, отходники, дачники».

В монографии показано, как два мощных потока возвратных миграций российского населения: центростремительный на временную работу в крупные города и центробежный поток из них на дачи, - несмотря на разнонаправленность, углубляют экономическую поляризацию пространства и очаговость развития России. В то же время сама мобильность населения стала не только важным механизмом адаптации населения к усиливающимся контрастам,  но и одним из важнейших каналов социальной интеграции российских пространств. Для дачников, как и для отходников, характерна жизнь на два дома с регулярными передвижениями между ними до сотен километров.

Рассмотрение эволюции таких миграций показало, что современное отходничество и миграции дачников отличаются от таковых в XIX – начале ХХ веков и по составу населения, и по географическим векторам его передвижения. Рассмотрены самые разные типы районов: северные и южные, западные и восточные, пригородные и периферийные. Использовались разные методы исследования современных возвратных миграций российского населения: анализ статистических данных; изучение распределения «выталкивающих» и «притягивающих» населения факторов, включая состояние экономики и рынков труда, различия в уровне зарплат и т.п.; использование космических снимков для выявления мест концентрации дачных поселений; полевые методы сбора данных, включая интервью с населением и представителями власти в разных районах.

Выявлены (по 3,5 тысячам муниципальных единиц РФ) крупнейшие акцепторы трудовых ресурсов: Московский столичный регион, Санкт-Петербургская агломерация и Тюменская область с автономными округами, а также центры притяжения мигрантов второго порядка и их хинтерланды. Показано распределение невидимой статистикой сети бесстатусных поселков дачников, население которых во многих местах в летний сезон не только значительно превышает численность местного сельского населения, но и формирует сеть услуг, поддерживает инфраструктуру. Исследована эволюция сезонного использования горожанами забрасываемых домов и в удаленных деревнях, состав дачников, их ритмы и предпочтения, влияние на местное население и перспективы дачного освоения деревень.

Это заставляет менять традиционные подходы и методы изучения населения,  систем его расселения, перспектив экономического развития городов и районов.  Тем более что власти не знают, сколько людей реально живет в том или ином месте, где они работают, как и куда передвигаются. Поэтому исследования чрезвычайно важны не только для понимания современной российской действительности, но и для управления.

Монография «Между домом и … домом. Возвратная пространственная мобильность населения России» под ред. Т.Г. Нефедова, К.В. Аверкиева, А.Г. Махрова (М.: Новый хронограф, 2016. 504 с.) будет представлена на конференции "Возвратная мобильность населения России: коммьютеры, отходники, дачники" 2 декабря в Институте географии РАН (14:00), на которой авторы книги выступят с докладами по теме.

  1. Нефедова Т.Г. Эволюция и география отходничества и российских дач как условия и последствия трансформации российского пространства.
  2. Трейвиш А.И. Дачеведение как наука и задачи географии.
  3. Махрова А.Г. Масштабы и ритмы регулярных трудовых и дачных миграций в пригородах.
  4. Антонов Е.В. Современная география трудовых миграций в России: факторы, структура и роль для населения и локальных рынков труда.
  5. Аверкиева К.В. Нечерноземье: занятость, трудовые миграции и дачи - что общего?
28/11/2016 - 19:45