В вечере примут участие солисты фортепианного коллектива MUSICA AMATORUM, содружества музыкантов-любителей, выпускников МГУ им. М.В. Ломоносова (https://vk.com/musicaamatorum). Одним из инициаторов создания коллектива был Вадим Бронгулеев. Прозвучат записи произведений Скрябина и Бетховена в его исполнении.
П Р О Г Р А М М А
Скрябин
Две поэмы, оp. 32
исп. Вадим Бронгулеев (запись)
Бетховен
Четыре багатели, соч. 33
исп. Дмитрий Новиков
Шуберт
Экспромт № 3 соч. 90, соль бемоль мажор
Музыкальный момент соч. 94, фа минор
Экспромт № 4 соч. 90, ля бемоль мажор
исп. Дмитрий Гальцов
Моцарт
Adagio из сонаты фа мажор, KV 332
Дебюсси
Прелюдия из сюиты "Для фортепиано"
исп. Дмитрий Люсин
Бетховен
Allegro vivace из сонаты № 13, соч. 27 № 1
исп. Вадим Бронгулеев (запись)
В.Бронгулеев
Оправдание любительского исполнительства.
Слушать музыку – самая распространенная, естественная и понятная форма общения с ней. Но существует и другая форма такого общения – исполнение. Эта вторая форма менее массовая, но более напряженная, интенсивная и дает более тесный контакт с музыкой, более глубокое проникновение в нее. Играющий не только слушает исполняемое произведение, но буквально пробуждает его к жизни, воссоздает его своими руками (голосом) и своей душой. Это совершенно особое чувство, которое «слушатель» испытать не может и которое служит одним из побудительных мотивов любительских занятий музыкой.
Но зачем любителям играть перед публикой? Можно назвать несколько причин. Одна из них состоит в том, что публичность требует доводить исполнение до некоторой, возможной для вас, степени завершенности. В этом процессе вы всё глубже проникаете в смысл произведения, вживаетесь в него, начинаете слышать его иначе, ваше представление о нем становится полнее, объемнее и может существенно измениться. Это очень ценно, и это – один, как бы, «внутренний» стимул наших выступлений.
Другая, внешняя, причина – желание поделиться какими-то соображениями об исполняемой музыке. Существует множество всякого рода музыкальных связей между композиторами, произведениями, стилями, образами. Эти взаимные «отражения» превращают музыку из простого собрания пьес в сложную, организованную вселенную, которая тем более неисчерпаема, чем больше таких отражений мы находим. Как радостно вдруг услышать перекличку между темой «Аминя желания» Мессиана и мотивом из второй части сонаты Моцарта фа мажор, (К.332). Их родство прибавляет что-то к нашему восприятию и того и другого сочинения. Но музыка связана и со всем остальным в мире, и эти связи бывают еще более интересны; они-то и придают музыке смысл. Каждый человек может найти свои «отражения», и хочется иногда рассказать о них, что мы и стараемся, время от времени, делать. Это – другой стимул, побуждающий нас выступать публично.
И, наконец, есть еще одна, какая-то иррациональная причина, напоминающая о герое романа Грина «Блистающий мир», способном летать: время от времени он должен был демонстрировать публично эту способность, чтобы она не исчезла. Мы, разумеется, не летаем, но опасения подобного рода, отчасти, движут и нами.
* * *
Вечер состоится в Институте географии РАН 16 декабря 2016 г.
Москва, Старомонетный переулок 29, 2 этаж, Актовый зал, 17 час.